По следам боевой славы: Кобона, музей Дороги Жизни, Новая и Старая Ладога, Тихвин

23.06.2020

Ко дню памяти и скорби 22 июня Сообщество петербургских блогеров организовало поездку на Автобусе добра по маршруту «По следам боевой славы».

Первой остановкой на пути следования был памятник военным автомобилистам дороги жизни.

По следам боевой славы: Кобона, музей Дороги Жизни, Новая и Старая Ладога, Тихвин., image #1

Каждый из нас знает, насколько важна была «Дорога жизни» для осажденного Ленинграда: по льду в город машины везли хлеб и продовольствие, а из города вывозили эвакуирующихся людей. Памятник визуализирует подвиг шоферов блокадного времени. Традиционная полуторка, как будто облеплена снегом и рвется вперед, сквозь лед и взрывы.

Чуть поодаль находится обелиск в виде большого валуна с надписью «Неизвестному шоферу отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».

Интересный факт: внутри белоснежно гипсовой полуторки находятся реальные элементы машины, участвовавшей в прорыве блокады Ленинграда и поднятой со дна Ладожского озера.

Команда блогеров возложила цветы в рамках движения «Вечно живые» и побеседовала с заведующим музея «Кобона- дорога жизни». Он рассказал об усилиях энтузиастов по восстановлению объектов времен Великой Отечественной по маршруту «Дороги жизни», в частности о военном полевом госпитале, который планируется восстановить и открыть там музей.

Команда сфотографировалась на память около автобуса и отправилась дальше. В поездке мы использовали аудиогид от izi.travel: при подъезде к точке маршрута можно было прослушать историю о достопримечательности. Очень удобно, если вы, например, решите отправиться путешествовать самостоятельно. Достаточно скачать приложение и включить определение месторасположения на своем смартфоне.

Заведующий музеем «Кобона - дорога жизни» Марков Сергей Владимирович также поехал с нами и рассказывал малоизвестные широкой публике факты о «Дороге жизни», а также о мелькающих за окнами автобуса исторических местах, которые помнили как солдат Александра Невского и Петра Первого, так и солдат Второй Мировой. Например, мы услышали историю о незаслуженно забытой Ладожской флотилии. Она была боевым соединением Балтийского флота, которое всю войну вело боевые действия. В начале войны Ладожская флотилия эвакуировала отступающие воинские части, обеспечивала поддержку береговых частей, заходила в реки, высаживала десанты. Когда немцы заняли берег Ладожского озера, флотилия обеспечивала водные перевозки. Боевые корабли везли продовольствие, людей, защищали караваны. Ладожской флотилии противостоял флот трех государств: Италии, Германии и Финляндии, но она за время войны не проиграла ни одного сражения в Ладожском озере и выполнила свою задачу – обеспечила господство на озере, несмотря на его огромные размеры, которые позволяют называть его морем. Глубины Ладожского озера достигают 250-270 метров, шторма могут достигать девяти баллов, скорость ветра до 29-30 м/с. При таких невероятно сложных условиях Ладожская флотилия выполняла боевые задачи. К сожалению, на Центральных парадах в Санкт-Петербурге с 2017 по 2019 год флаг Ладожской флотилии не был представлен. Надеемся, военное руководство исправит эту досадную оплошность и вспомнит о подвиге этого воинского подразделения.

Интересный факт: при девятибальном шторме волна достигает размеров 4,5 метров.

Наконец, мы подъехали к Кобоне - старинной деревне на берегу Ладожского озера. Первое письменное упоминание о ней относится к 1500 году, хотя рыбаки жили в этих местах задолго до этого. Остановились мы у местного храма. Никольская церковь в годы войны принимала эвакуированных горожан, и в ней располагался эвакопункт. Очень символично, что выходя из машины, проехавшей через все тяготы «Дороги жизни», человек видел купола и шел прямо к храму, находя приют и утешение.







Мы посетили музей «Кобона- дорога жизни», где заведующий продолжил рассказ о важности этого небольшого населенного пункта и его значимости в прорыве блокады Ленинграда. «Через Кобону шла Дорога Жизни, она прорвав фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда, с родной Москвой, с советскою Отчизной» — такие слова в свое время высекли на стеле в память о прорыве блокады Ленинграда.

Сам музей пережил пожар, и был восстановлен. В двухэтажном здании, перед которым стоит памятник поэту из Кобоны – Прокофьеву А.А. работы скульптора Аникушина, раньше располагалась школа. В музее выставлены предметы, связанные с обустройством Дороги жизни. Планы, схемы, фотографии, биографии инженеров и работников. Мало кто задумывается, что в мире до тех пор не было опыта строительства ледовой дороги на таком большом по протяженности участке. Необходимо было рассчитать множество факторов, среди которых: усталость льда, температурные трещины, эффект стоящей волны, необходимая дистанция, грузоподъемность машин, скорость движения. Благодаря инженерной мысли и природной русской смекалке утонули не тысячи машин, которые проваливались под лед, а в разы меньше.
















Интересный факт: операция «Пешком по воде». В 1942 году, весна была ранней и теплой. Несмотря на это до 20 апреля «Дорога жизни» функционировала, дольше, чем предполагалось изначально. 21 апреля пришел приказ : «Всякое движение транспорта по ледовой дороге немедленно прекратить». Передвижение по льду стало уже опасным для машин. Но… 23 апреля в Кобону пришли три вагона со свежим луком. Скоропортящийся продукт. А в Ленинграде - цинга. И тогда работники «Дороги жизни», простые люди – водители, уборщицы, медики придумали способ. Они пошли пешком, неся на спине мешки с луком, по пояс в мерзлой воде Ладожского озера по скользкому и неверному льду.

Для того, чтобы прочувствовать атмосферу эвакуации, в музее обустроен зал памяти в виде кузова грузовика со скамьями. Когда садишься на них, можно рассматривать фотографии с «Дороги жизни» и слушать дневниковые записи, в которых простые люди рассказывают об ужасах пережитого.

После музея Сергей Марков провел нас в мастерские, где энтузиасты восстанавливают машины, поднятые со дна Ладожского озера.














Интересный факт:
 Моторы некоторых машин находятся в идеальном состоянии, несмотря на возраст и условия хранения. После просушки последней машины, например, она завелась сразу же.

Мы попрощались с Сергеем и поблагодарили его за интересную экскурсию.

Наш путь продолжился. Мы направились в Новую Ладогу, чтобы возложить цветы к мемориалу героям Ладоги, посвященному морякам Ладожской военной флотилии и речникам Севзапречпароходства, охранявшим водную трассу «Дороги жизни».











Перед тем, как отправиться в конечную точку нашего путешествия – в Тихвин, мы устроили небольшой привал. Походным обедом нас обеспечил @ah_dostavka_pirogov. Акимовский хлеб предложил на выбор, как сладкие пироги с яблоком, так и пироги с начинкой посерьезнее: мясной и хачапури, ветчина-сыр, картофель-грибы. Все было очень вкусно и сытно.



На въезде в Тихвин мы остановились у мемориала «Танк». На постаменте установлена знаменитая «тридцать четвертка». Надпись на памятнике «С этого рубежа начинался разгром немецко-фашистских войск под Тихвином в декабре 1941 года». В результате победы в бою под Тихвином 9 декабря сорвался план окружения Ленинграда вторым кольцом блокады.







Также мы возложили цветы к памятнику детям блокадного Ленинграда, погибшим во время эвакуации в октябре 1941 года в Тихвине, когда немецкая авиация прицельно расстреляла два эшелона с эвакуированными из Ленинграда детьми.

На памятнике изображена скорбящая мать, на фоне пожара, а на железнодорожных путях лежит брошенная детская игрушка. С другой стороны копия фотографии, где изображены малыши, перед эвакуацией. Сверху – изображение Тихвинской Богородицы.







У нас осталось немного свободного времени, и мы решили посетить Тихвинский монастырь, насладиться тенистым покоем, колокольным звоном и красотой древнерусского зодчества. Часть комплекса находится на реставрации, но главный вход и подход к иконе Тихвинской Иконе открыты.

Интересный факт: в годы войны немцы, отступая из города, разграбили и подожгли Тихвинский монастырь. Икону Тихвинской Богоматери вывезли сперва в Псков, а затем в Ригу, позже – в Европу и Америку, где она пребывала более 50 лет. Только в 2004 г. она была возвращена в Успенский собор в Тихвине.









Наша поездка «По следам боевой славы» подошла к концу. Эмоции, зашкаливающие во время поездки, вылились в печальную грусть и желание, чтобы подобная боль никогда больше не повторялась. А для этого, необходимо помнить историю.

Давай поговорим с тобою Деда,
Давай, Родной, с Тобой поговорим,
О том, какой далась тебе Победа,
А хочешь, даже просто помолчим

Я просто обниму тебя, Дедуля,
Я так скучаю без тебя десятки лет,
Ты был огромной мощью, силой и
Защитой,
Защитой главной для меня от бед.

Ты расскажи о Ладоге, Дорогой Жизни
Назвали только вам благодаря,
О том, как Ленинград - лицо Отчизны,
Стоял, как неприступная броня

И лед трещал, а ты кричал: машина ходу!
И сам почти под лед ты уходил,
Наш Город должен жить! – ты знал!
Зимою, в непогоду,
С морозным воздухом Он набирался сил,

И снова рев мотора и машина едет,
Бомбежки? Мы прорвемся, ерунда!
Нет времени болеть, в раненьях бредить,
И вспоминать, как стылая вода,
Сковала многих, бившихся отважно,

Об этом ты подумаешь потом,
Отвоевали Город очень важный,
Ведь Град Петра вовеки не сдаем!
А дальше вы по всей Земле пройдете,
Освобождая села, города.

Фашистов будет эскадрилья бить в полете
Ты вместе с ней навеки, навсегда.
Пройдешь полмира ужаса и крови,
Что нечисть в нашу Землю принесла…

Об этом можно много говорить с тобою, Деда,
А можно, просто понимая, помолчать,
Какой она далась тебе - ПОБЕДА,
Чтоб правнукам смогли мы рассказать.

Стихи: @id1884810 Наталия Рамш (с)













Источник
https://vk.com/wall-3412754_43514По следам боевой славы: Кобона, музей Дороги Жизни, Новая и Старая Ладога, Тихвин.

Последние публикации