Паровоз

Железнодорожная станция «Ладожская озеро».  Эта маленькая «курортная» станция в годы войны стала своеобразной столицей всех железнодорожных перевозок в блокированный Ленинград. В 1975 году, отдавая дань героической станции, в здании вокзала открылся музей «Дорога жизни». К слову, здание вокзала само по себе – уникальный архитектурный объект. Своим обликом он напоминает гигантский противотанковый надолб. Рядом с вокзалом установлена скульптурная композиция «Броня». Она создана из останков бронированных бортов корабля, погибшего в блокадные дни. Символичная надпись на табличке напоминает: «Сталь можно согнуть, человеческую волю – никогда!»

В здании вокзала открыт уникальный музей, рассказывающей о подвиге железнодорожников в годы блокады.

Паровоз Эш-4375 «Комсомолец». Один из самых интересных раритетов на станции Ладожское озеро паровоз-памятник Эш-4375 «Комсомолец». Паровозу без малого век. Он построен по чертежам нашего Луганского завода на заводе «Нюдквист и Гольм» в Швеции в 1923 году.

Эш-4375 «Комсомолец» - героическая машина. Паровоз трудился и воевал на железной дороге всю блокаду. На тендере надпись: «Всё для фронта, всё для победы!»

Мемориальная доска напоминает:

«На этом паровозе в период 1941-1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».

Можно сказать, что Василий Михайлович Елисеев и его товарищи по бригаде спасли Ленинград от холода и тьмы. В первую самую суровую блокадную зиму в городе действовала единственная ТЭЦ №5. Не хватало угля, дров, мазута, и тогда было принято решение использовать торф из месторождений, открытых еще в XIX веке бароном Павлом Корфом у Ладожского озера.

Бригада Елисеева работала на доставке торфа для электростанции и первой привезла двойной состав, что было достаточно для круглосуточной работы ТЭЦ №5. В течение пяти месяцев Елисеев не покидал депо и водил под бомбежками тяжеловесные поезда, вывез с мест заготовок рекордное количество топлива.

Этот подвиг железнодорожники совершили в самый тяжелый период блокады, когда норма суррогатного хлеба на взрослого работающего человека в день составляла всего 250 граммов. Как вспоминали машинисты елисеевской, их руки цеплялись за поручни паровозов, но не хватал сил подтянуть тело.

Паровозные бригады грузились так: вначале подсаживали в паровозную будку машиниста, тот протягивал руку помощнику, затем вдвоем втаскивали кочегара. Однажды машинист не смог ухватиться за поручни и как подрезанный свалился у колес паровоза. Пока его под мышки втаскивали на паровоз и усаживали у реверса – вообще-то машинисту положено стоять, но сил ни стоять на ногах ни у кого не было, вместо одной минуты, отпущенной на принятие смены, прошло целых три. Диспетчер устроил разнос: торфяные вертушки должны были ходить с точностью пассажирских поездов.

Аудиогид
Расположение

Последние публикации