Румболовская гора. Полуторка. Часовня

Мемориальный комплекс Румболовская гора. На 10-м километре Дороги жизни трасса проходит по южному склону местной природной достопримечательности – холма Румболовская гора. Это участок считался во время войны самым опасным, поскольку фашисты могли бить по нему прямой наводкой, хладнокровно расстреливая автомобили.

Не случайно, что после войны именно здесь в 1967 году был установлен один из первых мемориалов на Дороге жизни – металлические листья дуба и лавра, символизирующие несгибаемую мощь и славу, а перед ними – желудь, как воплощение новой жизни. (Архитекторы П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин)

В последующие годы логическим продолжением мемориала стали новые памятники. Один из самых интересных из них – «Полуторка», выполненная в бронзе точная копия знаменитых грузовиков довоенной поры ГАЗ-АА.

Этот монумент установлен в 2012 году в память о героических водителях Дороги жизни.

Первый полуторатонный автомобиль ГАЗ-АА сошел с конвейера автозавода в городе Горький (Нижний Новгород) 29 января 1932 года. Он был выполнен по чертежам американской компании Ford, с которой в 1929 году советское правительство заключило соглашение о техническом сотрудничестве.

Несмотря на кажущуюся простоту внешнего вида, конструкция грузового автомобиля оказалась очень жизнеспособной. ГАЗ-АА имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 40 л. с. (сегодня любая самая простенькая малолитражка по меньшей мере в полтора раза «сильнее») и четырехступенчатую коробку передач, автомобиль мог развивать скорость до 70 км/ч. Основное достоинство двигателя машины было в том, что он работал на недорогих видах топлива, а в теплое время года, а также в прогретом состоянии мог работать и на керосине.

ГАЗ-АА стал основным видом транспорта в блокадном Ленинграде. На Дороге жизни действовали четыре тысячи «полуторок», которые перевезли полтора миллиона тонн грузов и эвакуировали около 1 миллиона ленинградцев.

Как ни страшны были обстрелы, все же главное испытание на Дороге жизни устраивала природа и сама Ладога. Сложнее всего было наладить снабжение города в межсезонье. Поздней осенью, когда еще не установился прочный лед, и весной, когда лед начинал таять.

Но Дорога продолжала работать. Водители ежедневно совершали по два рейса – туда и обратно. Но многим удавалось и трижды, и четырежды проехать по ледовой трассе. Сохранились фотографии, на которых видно, как «полуторки» двигаются по озеру по кузов в воде. Водители в это время ехали с открытыми дверями, чтобы если автомобиль провалится под лед, успеть выскочить. К сожалению, это удавалось не всегда.

Тот, кто попытается представить себе эту дорогу как наезженный зимник, будет очень далеко от истины. За время существования трассы она много раз перекочевывала с места на место. Дорожникам пришлось проложить по льду 60 ниток пути. Его общая протяженность превышала 1800 километров.

На пересечении с Колтушским шоссе можно увидеть еще один любопытный памятник – часовня храма Спаса Нерукотворного Образа, построенная в конце XIX века. Как гласит местная легенда, инициатором возведения храма был князь Павел Александрович Всеволожский. Он был предводителем дворянства Шлиссельбургского уезда и выступил один из акционеров строительства узкоколейной железной дороги из Санкт-Петербурга в Ириновку, где находились торфоразработки. В качестве одного из условий своего участия в проекте, Павел Александрович выдвинул требование одну из станций назвать «Всеволожская». Именно его именем назван сегодняшний город Всеволожск.

Аудиогид
Расположение

Последние публикации