В окрестностях Петербурга немало знаковых мест, где на протяжении многих веков вершилась история Российского государства. Однако деревня Марьино, располагавшаяся у истока Невы, на левом ее берегу, сыграла особую роль не только в судьбе города, основанного Петром, но и всей нашей страны.
Большая это была деревня или маленькая, сегодня уже неизвестно. Ее смело огнем Великой Отечественной войны, как и десятки других деревень, поселков и населенных пунктов вокруг.
Но именно у Марьино в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.
В наши дни в местах кровопролитных боев расположился музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», являющийся одним из самых посещаемых мест в Ленинградской области.
Паломничество в эти места началось практически сразу после войны, как только саперы обезвредили местность от мин, а отряды НКВД сняли с охраны территории.
Еще в 1944 году появилась идея увековечить прорыв блокады в монументальном художественном полотне. Были созданы первые варианты эскиза. Однако из-за нехватки средств планы не были реализованы. Но они не были и забыты.
В 1965–1968 годах по инициативе поэта-фронтовика, участника обороны города на Неве и прорыва блокады Михаила Дудина на рубежах битвы за Ленинград 1941–1944 годов был создан комплекс мемориальных сооружений «Зеленый пояс славы», ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Непосредственно в районе прорыва блокады были воздвигнуты мемориалы: Рубежный камень у легендарного Невского пятачка и танк Т-34 на месте бывшей деревни Марьино.
Сам Михаил Дудин со своими однополчанами неоднократно приезжал сюда. «Без памяти нет жизни. Нет связи времен. Забвение — это обморок позора. Смертельный обморок», - писал поэт.
История музея-заповедника началась в 1970-х годах, когда было принято решение в месте прорыва блокады Ленинграда создать военно-исторический и мемориальный комплекс.
К этому моменту было принято еще одно важное решение - построить новый мост через Неву. Он получил название Ладожский. Его возведение началось в 1978 году. Он соединил берега в историческом месте — там, где в январе 1943 года сконцентрировался удар главных сил наших войск, прорвавших блокаду Ленинграда.
Архитектор Ю. И. Синица и инженеры А. И. Кецлах и О. Ю. Русинов проектировали мост не только как транспортный, но и как мемориальный объект. По их замыслу, пологий подъем на Ладожский мост должен был символизировать нарастающую мощь Советской армии в годы Великой Отечественной войны. Легкая конструкция пролетов рождала ассоциацию со стремительным броском наших солдат через Неву. Ряд архитектурных деталей перекликался с приметами военного времени. Форма светильников на подставках-штыках напоминала усеченные гильзы. Путепроводы, словно амбразуры дотов, развивали тему атаки. Что-то из замыслов проектировщиков удалось воплотить в жизнь, что-то нет. Но стремление вызвать исторические ассоциации оправдывалось еще и тем, что уже на этапе проектирования Ладожского моста в его левобережной части было запланировано размещение диорамы и создание музея. Вход в музей - еще одна перекличка с военным прошлым. Фасад музея должен напоминать амбразуру дота - долговременной огневой точки.
Пока строился мост, группа художников начала писать полотно диорамы. Среди них были блокадники, участники боев за Ленинград и ветераны Великой Отечественной войны.
Размеры картины – 40 на 8 метров. Даже помещение для работы над таким полотном в Ленинграде было найти непросто. Сначала его писали в актовом зале Нахимовского училища. Затем художникам оказал содействие магазин «Океан» на проспекте Щорса (ныне Малый проспект Петроградской стороны), предоставив в их распоряжение большой торговый зал.
Когда для диорамы было готово помещение в пандусе Ладожского моста, холст перевезли на место будущей экспозиции. В транспортировке помогли матросы крейсера «Аврора». Дальше диорама создавалась одновременно с завершением строительства музея. Это был, пожалуй, наиболее сложный этап, поскольку зал в то время еще не отапливался. Для работы в верхней части холста художникам приходилось в люльке подниматься под потолок. Некоторые эпизоды переписывали по несколько раз, чтобы добиться наибольшей достоверности.
В итоге на грандиозном художественно-документальном полотне отображены основные события семидневных боев с 12 по 18 января 1943 года в ходе операции «Искра», завершившейся прорывом блокады Ленинграда.
Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» был торжественно открыт 7 мая 1985 года, в канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В 1990 году на базе Музея-диорамы был организован музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
С 2003 года на площади перед музеем-диорамой начала формироваться уникальная мемориальная экспозиция боевой техники, в которой представлены танки, принимавшие участие в боях по прорыву блокады Ленинграда с 1941 по 1943 годы.
К танковой экспозиции примыкает экспозиция бронированных огневых точек, собранных с оборонительных рубежей Ленинграда. Она включает надолбы с линии обороны Волховского фронта, бронеползунок, бронедом и превращенную в долговременное укрытие танковую башню.
18 января 2018 года, в день 75-летия прорыва блокады Ленинграда, возле диорамы в специально построенном здании открылся музей-панорама «Прорыв». Новый музей посвящен Невскому пятачку – плацдарму в районе Московской Дубровки, который части Ленинградского фронта удерживали с сентября 1941 по февраль 1943 года с целью прорыва на восток и ликвидации блокады Ленинграда.
Диорама – эпическое полотно, охватывающее огромное сражение с участием тысяч бойцов и позволяющее зрителям получить достоверное представление о ходе операции «Искра» в целом. Панорама – историко-художественная трехмерная экспозиция, реконструирующая один бой и обращенная к нашим современникам. Посетители переносятся во времени и, конечно, условно, но вместе с тем вполне зримо оказываются в эпицентре атаки наших бойцов на левобережные укрепления немцев. Каждый герой имеет своего прототипа – реального участника боев операции «Искра». Еще больше эффект присутствия усиливает аудиосветовая инсталляция ночного боя.
Панораму «Прорыв» создала команда «Невский баталист». Как отмечает руководитель команды Дмитрий Поштаренко, диорама 1985 года отражает настроение эпохи, когда она была создана, а панорама «Прорыв» соответствует восприятию событий периода Великой Отечественной войны нашими современниками, которые многие годы ведут работы по поиску павших воинов на местах боев, перезахоронению и увековечиванию их памяти.